​ЦИФРОВАЯ ЮСТИЦИЯ: КАК КАЗАХСТАН ПОВЫШАЕТ ПРАВОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

​ЦИФРОВАЯ ЮСТИЦИЯ: КАК КАЗАХСТАН ПОВЫШАЕТ ПРАВОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

«Следует последовательно повышать правовую культуру людей, культивировать в общественном сознании созидательные ценности. Каждый гражданин должен оценивать свои слова и действия с точки зрения закона»,- Президент РК Касым-Жомарт Токаев.

В рамках исполнения поручений Главы государства Министерством юстиции на постоянной основе проводитсяправоразъяснительная работа.

Так, в 2024 году запущены акции«Народный юрист», «Юстиция консультирует», «День открытых дверей», «Дни бесплатной юридической помощи» по предоставлению правовой помощи и консультаций, встречи с населением во всех регионах.За прошлый год во всех регионах республики было проведено 1 310 консультативно-разъяснительных мероприятийс общим охватомболее 100 тыс. человек.

С цельюповышения правовой грамотности жителей сельских населенных пунктов открыты около 2000 «Кабинетов права», которые функционируют на базе уголков «Egov» в зданиях районных, сельских клубах, в центрах досуга и т.г. Кабинеты имеют полное техническое оснащение с доступом к ИПС «Әділет», БД «Закон» для ознакомления с действующими нормативными правовыми актами, а также доступом к информационным системам (e-otinish,портал «Открытые НПА» и т.д.). В Шымкенте эти кабинеты расположены в зданиях районных акиматов, и согласно графику адвокаты оказывают населению бесплатную помощь.

Адреса следующие:

Аппарат акима Абайского района города Шымкент (проспект Тауке хана, №3 «А»);

Аппарат акима Аль-Фарабийского района города Шымкент (улица Тыныбаева, №49);

Аппарат акима Енбекшинского района города Шымкент (улица Толстого, №119);

Аппарат акима Каратауского района города Шымкент (пр. Байдибек би, № 60);

Аппарат акима Туранского района города Шымкент расположен по адресу: ул. байтулы бабы 12а.

Запущена единая информационная система юридической помощи «E-ZanKomegi», предназначенная для предоставления и получения юридических услугв онлайн-режиме на сайте eup.kz., также доступно мобильное приложение «Zan Komegi», в рамках которого граждане могут получать ответы на интересующие их правовые вопросы посредством видеозвонка.Более 472 тыс. граждан получили квалифицированноую юридическую помощь через более2 тысадвокатов и юридических консультантов в системе «Zan Komegi».

Помимо этого, функционирует единая нотариальная информационная система «Е-нотариат», которая предоставляет возможность выдачи всех видов доверенностей и согласийсупругов, за исключением распоряжений имущества в онлайн-режиме посредством видеозвонка. Данной услугой воспользовались 176 тыс. наших граждан.

В целях исключения неправомерных действий применяется биометрическая идентификация клиентов. При подписании заявлений используется сервис QR-подписание, результаты услуг доступны в сервисе «Цифровые документы» EgovMobile в режиме 24/7.Так, благодаря этой услуге граждане Казахстана смогли законно оформить около 168 тысяч доверенностей и 67,5тысяч согласий супругов, не посещая нотариуса.

Еще одним из важных достижений является внедрение «Робота судебного исполнителя». Так, в случае несвоевременной уплаты административных штрафов до 20 МРП уполномоченный орган передает сведения Роботу судебному исполнителю, который возбуждает производство без участия частного судебного исполнителя. После возбуждения производства граждане получают СМС сообщения от 1414 и push-уведомления в EGovMobile с детальной информацией о деле, тем самым граждане освобождены от дополнительной оплаты 25% от суммы штрафаи визитов к судебным исполнителя,так как все действия производятся онлайн.

Смомента запуска Цифрового судебного исполнителя по сегодняшний день возбуждено свыше 109 тыс. исполнительных производств на сумму 2,2 млрд. тг. Сумма экономии составила550 млн. тг.в пользу граждан.

Робот-судебныйисполнительвозбудилпогородуШымкент45516исполнительныхпроизводствна сумму 880млнтенге.Из них завершены10835 на сумму 202млн842тыс.тенге.Сумма, сэкономленная в пользуграждан, составляет 50млн.710тыс.тенге.

В 2025 году планируется улучшить работу органов юстиции, чтобы сделать жизнь людей проще и удобнее в цифровую эпоху, а также сэкономить время и деньги. Основные изменения:

в 2025 году более 300 тыс. гражданпланируется обучить правовой грамотности;

ИИ-помощник "Айтеке"внедрение чат-ботадля простых юридических консультаций и помощи в сборе документов;

КомпетенцияРобота-судебного исполнителярасширится и порог размера задолженности, которым он будет заниматься вырастетс 20 до 40 МРП, что сэкономит гражданам до 12,2 млрд тенге в год.

Данные инструменты будут отличаться легкостью в использовании, оперативностью и доступностью в любое время суток.

Принимаемые меры способствуют укреплению сознания граждан по правовой грамотности и улучшению понимания своих прав и обязанностей. В результате работ по упрощению услуг казахстанцыэкономят время и деньги, повышается доступность и удобство в получении данных услуг, а также упразднят административные барьеры, делая процесс более прозрачным и эффективным.

ДЕПАРТАМЕНТА ЮСТИЦИИ ГОРОДА ШЫМКЕНТ

РУКОВОДИТЕЛЬ А. ИСАБЕКОВА.